В практике консультирования возникают разнообразные ситуации, обусловленные особенностями личности, характера, возраста, социального статуса, поведения клиентов, переживаемыми ими состояниями, рассматриваемыми затруднениями и т.д. Их довольно сложно систематизировать. Тем не менее наиболее часто повторяющиеся ситуации психологического консультирования выявить можно. Ниже мы рассмотрим некоторые особенности взаимодействия с отдельными, эмпирически выделенными, группами клиентов.
Консультирование плачущих клиентов. Редкая консультация обходится без слез, свидетельствующих обычно о глубоких переживаниях, вызванных внутренним напряжением, катарсисом и т.д. клиента. Консультанты специально не стремятся к тому, чтобы клиент расплакался, и не считают слезы таким уж позитивным итогом взаимодействия, хотя в ряде случаев они помогают в облегчении тяжести переживаний и указывают на эмоционально значимые аспекты проблемы клиента.
Некоторые клиенты начинают плакать прямо с порога и периодически плачут в течение всего консультирования без видимых «провокаций» со стороны психолога. Консультант не должен относить их слезы на свой счет — как правило, это не он «доводит» клиента, а переживаемые им жизненные обстоятельства, кажущиеся неразрешимыми проблемы и эмоциональное напряжение. Нужно помнить, что клиенты могут плакать по разным причинам: это могут быть фрустрации, злость на себя, потрясение, раздражение, обида, нервная слабость, но иногда также и облегчение, радость. Некоторые (например, истеричные) клиенты могут демонстративно и картинно «плакать консультанту» с манипуля- тивными целями — вызвать жалость или расположение к себе, заставить утешать, добиться исполнения психологом навязываемой клиентом роли (например, материнской, опекунской), чтобы делегировать ему ответственность за себя, и т.д.
Если заметно, что клиент сейчас расплачется, надо сделать паузу и помолчать, дав ему возможность самостоятельно справиться с собой. В ряде случаев клиент сам замолкает или меняет тему беседы, чтобы успокоиться и взять себя в руки. Консультанту не стоит настаивать на обсуждении темы, вызвавшей слезы, лучше вернуться к ней позднее. Если клиент расплакался, надо дать ему возможность выплакаться и после этого инициировать продолжение беседы в необходимом для клиента направлении (очень часто он старается как-то «оправдать», объяснить свои слезы). Утешать клиента не нужно, лучше просто помолчать, при необходимости предложить бумажный платок или стакан воды.
Сайт «Кодоман», где собрана различная информация о скидках и промокодах, мне повстречался в интернете. На страницах этого сайта, например, такой вопрос как Сотмаркет скидка волшебное слово рассматривается весьма обстоятельно. Примите это к сведению.