Наиболее значительные роли актер играет в «трагикомедиях по-итальянски», где смех звучит сквозь слезы. Дарование Тоньяцци многообразно. Он умеет быть и просто смешным, вызывая смех как говорится, самим своим видом, но может выступать и подлинным сатириком, смехом бичуя человеческие недостатки и невыносимые условия существования в пресловутом «добром, старом» и «свободном» мире.
В кино Тоньяцци никогда умышленно не комикует, не фиглярствует. Однако эстрада дала ему умение свободно и пластично двигаться. Отсюда и легкость поведения и блеск, непринужденность, что обязательно должно быть свойственно настоящему комику.
Лучшие его образы построены на правде человеческих эмоций, на достоверности жестов и интонации. А правдивый, реалистический характер, поставленный в комедийную ситуацию, неизбежно вызывает смех.
Закономерно, что в последние годы Уго Тоньяцци обратился к режиссуре, причем картины его подчеркнуто сатиричны. Таков, например, снятый в 1968 году фильм «Слушаюсь!»
…Шофер Оскар сделал своему хозяину небольшое одолжение: отсидел за него три года в тюрьме. Хозяину это понравилось, он понял, что эту «золотую жилу» можно эксплуатировать и дальше. Он дарит сговорчивому слуге красавицу жену, роскошный дом, диплом инженера, пост управляющего крупной фирмой, большую фабрику и даже трансатлантическое судно. Но странное дело, Оскар не чувствует себя ни довольным, ни тем более счастливым. Дело в том, что он лишь новое издание ильфо-петровского «зицпредседателя Фунта». Всем он владеет лишь на бумаге, фиктивно, даже женой. Шофер, неизменно отвечавший хозяину «слушаюсь!», он все так же служит ширмой для махинаций ловкого дельца, ведущего крупную игру…
Про виртуальный музей графики Grafika.ru мне в интернете повстречалась полезная информация. На страницах портала этого музея, например, гравюры можно увидеть самые разнообразные. Обратите внимание на мое сообщение.