Важным моментом в работе с чувствами бывает отыскание «ключевого» слова или образа для описания переживания проблемы клиентом. Например, если клиент говорит, что его «что-то сдерживает», что ему «что-то мешает» в ситуациях, когда нужно принимать решение, делать выбор, брать на себя ответственность или общаться с конкретным человеком, консультант может предположить, что ключевое слово для испытываемого переживания — «страх» («запрет», «апатия», «робость» и т.д.). Может быть даже, это слово — ключевое не только для данных обстоятельств и проблем, но и вообще для индивидуального стиля взаимодействия клиента с реальностью и лежит в основе его типичных паттернов поведения.
Об этом хорошо говорит К.Хорни, выделяя типичные поведенческие модусы: «от людей» (уход от межличностных отношений и контактов), «к людям» (ориентация на межличностное взаимодействие) и «против людей» (стремление разрушать контакты и межличностные отношения). Предположим, клиент жалуется на то, что стал объектом критики или насмешек в новом коллективе. Варианты его поведения могут быть описаны с позиций указанных модусов: он может обижаться и избегать как ситуаций, в которых возможна критика, так и самих критиков (позиция «от людей»); он может чувствовать вину, переживать происходящее как собственную несостоятельность, стараться как-то вернуть признание и симпатии, даже подыгрывать обидчикам (позиция «к людям»); наконец, он может агрессивно воспринимать происходящее и стремиться обидеть и оскорбить в ответ, обвинить обидчиков в чем-либо (позиция «против людей»).
Далее это ключевое слово предлагается клиенту для анализа — верно ли, что переживается именно страх, или это что-то другое. Клиент может принять или отвергнуть его и в свою очередь предложить свое слово-объяснение для этого «чего-то». Когда ключевое слово найдено, надо проверить, «резонирует» ли оно с тем «чем-то» в клиенте, что мешает ему нормально жить, и уже в плане оказания коррекционного воздействия предложить сфокусироваться на нем: «Можете ли вы прямо сейчас почувствовать то, о чем мы говорили?», «Давайте представим, что вы… Как появляется это чувство?», «Как именно вы ощущаете страх?». Так перед консультантом открываются направления коррекции, специфичные именно для данного клиента. Фокусирование на внутренних реакциях — трудная и порой болезненная работа для клиента, но в конечном итоге позволяющая ему лучше чувствовать и понимать самого себя, осознавать смысл психологической помощи.
Интересует такой вопрос как профессиональная пластическая хирургия? Тут уместно будет посоветовать сайт http://www.plastic-doctor.info пластического хирурга Саратовцева Дмитрия Михайловича посетить, на котором про абдоминопластику, маммопластику, ринопластику и другие виды пластической хирургии можно увидеть самую подробную информацию. Примите к сведению мое сообщение.