застенчивость и стеснительность

К примеру, клиент жалуется на застенчивость и стеснительность и объясняет ими свои трудности в поиске интимного партнера. Поскольку его запрос отражен в формулировках «помогите преодолеть застенчивость/стеснительность», «помогите изменить характер» и т.п., консультант, игнорируя глубинные детерминанты ситуации, может начать работать с этим поверхностным слоем проблемы и подобрать клиенту некие упражнения и приемы общепрофилактического характера, предложить ему занятия в тренинговых группах и пр. Но в консультативной беседе могут быть вскрыты и разветвленные причинно-следственные цепочки, многозначно связывающие настоящие трудности клиента с событиями и переживаниями его предшествующих возрастов, родигельско-детскими отношениями и т.д. В частности, более тщательный анализ может продемонстрировать, что стеснительности как черты характера у клиента нет, а скованным он себя чувствует лишь в определенных обстоятельствах, например в ситуациях знакомства с лицами противоположного пола. Значит, причину надо искать не в характере клиента, а в этих обстоятельствах. Например, стеснительность появилась как результат зафиксировавшихся переживаний по поводу неудачи в попытке первых интимных отношений (страх, насмешки, отвержение). Тогда вместо заявленной «стеснительности» психолог видит уже «страх интимности», нуждающийся в совершенно ином терапевтическом и коррекционном воздействии, чем работа с чертой характера. На еще более глубоком причинном уровне консультант может задасться вопросами: «Почему ситуация интимной неудачи оказалась для данного клиента столь травмирующей?», «Какие особенности его личности способствовали этому?», «Каковы были условия воспитания клиента, приведшие к формированию этих особенностей?» и т.д.

Однако многозначность и разветвленность причинно-следственных связей дали основания некоторым психологам не следовать принципу детерминизма. В частности, Р. Мэй говорит о непредсказуемости многих явлений в развитии личности и невозможности свести полноту личностных проявлений к причинно-следственным зависимостям; в юнгианском анализе сформулирована идея искать причины нынешнего состояния клиента не в его прошлом, а в его планах на будущее, в тех задачах, которые встают перед клиентом, и т.д.
Сайт «Нормы ГТО» мне попался на глаза в интернете. На сайте http://gto-normativy.ru такие вопросы как спортивные новости, здоровье и подобное рассматриваются весьма обстоятельно. Примите это к сведению.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.