Профессиональная ментальность, особенности сознания и личности консультанта

Сложность и многоплановость проблем, с которыми приходится иметь дело консультанту, необходимость постоянно взаимодействовать с самыми разными людьми требуют от него высокого уровня профессиональной компетентности, мастерства, жизненного опыта. Более того, «среди потенциальной клиентуры существует спрос не столько на метод терапевтической работы, сколько на особые свойства личности, которыми, как это представляется пациенту, наделен “эффективный” психотерапевт». Но верно ли, что существует особая предрасположенность личности к консультативной работе?

Оставив в стороне теоретически сложный и этически неоднозначный вопрос о специальных задатках и способностях, а также приняв как аксиому наличие специального психологического образования, владение теориями, техникой, приемами консультативной работы, к анализу особенностей сознания и личности консультанта мы подойдем со стороны содержания и сущности той деятельности, для которой они развиваются и специфизируются.

На вопрос: любой ли человек может стать консультантом? — ответ, как кажется, очевиден — нет, не любой. Но тот, кто помимо специального образования обладает такими особенностями, как эмпатия, открытость, доброжелательность, заботливость, безоценочность, отказ от нравоучений и советов, способность внушать доверие и вселять в других уверенность в возможности справиться с проблемами, душевная теплота и т.д., имеет больше шансов быть успешным в консультативной работе с людьми. Литература в той или иной степени содержит развернутые перечни и более специфических профессиональных качеств (проявление интереса к людям, толерантность, чувствительность в отношении психологических аспектов реальности, эмоциональная стабильность, объективность, способность к доверительным отношениям, проницательность, отсутствие предубеждений и пр.), но, по сути, большинство из них в равной степени могут быть отнесены ко всем психологам, независимо от их специализации, а также к педагогам, врачам, священникам, социальным работникам, да и вообще — к обобщенному образу хорошего человека, собеседника, партнера, друга.
Поэтому, вероятно, вопрос о желательных личностных особенностях консультанта надо ставить несколько иначе: каждый ли психолог в состоянии стать эффективным консультантом? — и тогда нужно искать нечто более значимое, чем эмпатия, доброжелательность, уважение к личности другого человека и т.п., тем более что далеко не всегда в личном общении с коллегами, близкими, друзьями, студентами консультанты оказываются носителями этих сколь желательных, столь и идеализированных качеств, хотя соблазн приписать их себе одолевает многих.
Про магазин точных копий швейцарских часов мне в интернете повстречалась интересная информация. Неотурбийоны часы, например, в этом магазине можно приобрести с гарантией качества и на выгодных условиях. Обратите на это внимание.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.